Комментарии в основном касаются неясности юридического статуса «юридических лиц», входящих в структуру университетов, так как сам университет также является юридическим лицом. Текст:
Заключение
по проекту федерального закона № 239880-5 «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
1. Согласно части 2 статьи 3 законопроекта в структуру Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета (далее – университеты) входят не только структурные подразделения без прав юридического лица, но также юридические лица, в том числе институты. В связи с этим следует отметить, что правовое положение юридического лица как самостоятельного хозяйствующего субъекта предполагает обособление его самого и его имущества относительно других субъектов гражданского права — физических и юридических лиц, в том числе относительно его учредителей (статья 48 ГК РФ). Поскольку законопроектом предлагается юридическая конструкция, при которой два юридических лица совпадают в одном лице, а следовательно имеют общее имущество, такая конструкция, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении с точки зрения ее соответствия принципам гражданского права, его положениям о статусе юридических лиц и порядке управления ими.
Кроме того, согласно части 2 статьи 5 законопроекта университеты будут являться получателями и главными распорядителями средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования юридических лиц, входящих в их структуру. В связи с этим целесообразно уточнить, какие юридические лица могут входить в структуру университетов.
2. Согласно абзацу второму части 5 статьи 3 законопроекта руководители юридических лиц, входящих в структуру университетов, назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами этих университетов по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Поскольку в законопроекте не уточняются виды и (или) организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут являться структурными подразделениями университетов, следует полагать, что ими могут быть и коммерческие организации. Однако, например, в абзаце первом пункта 3 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» и абзаце первом пункта 1 статьи 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» прямо предусмотрено, что образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров (участников), если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
3. Иные замечания редакционно-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.