Приказ про внутриуниверситетскую комиссию по экспортному контролю и экспертизе
Posted on : 07-10-2009 | By : admin | In : Комментарии, документы
Метки: Игорь Горлинский, управление научных исследований, экспортный контроль
3
Пару дней назад я узнал про существование этого приказа и сперва не поверил своим ушам. И глазам. Потому что бред. Потому что этого не может быть. Потому что это, конечно, может быть, но не у нас. Поскольку у меня не было на руках текста приказа, я выклянчил его в приёмной ректора. И сильно удивился, обнаружив, что он — именно о том, о чём про него говорили. Приказ довольно невнятный, поскольку отсылает к каким-то другим приказам, которых у меня на руках нет. Я думал отсканировать и выложить, но это уже сделали. Читайте и не говорите, что вы этого не видели:
http://www.cogita.ru/dokumenty/analiz-zarubezhnoi-deyatelnosti-sotrudnikov-spbgu — Приказ №1689/1 от 1.01.09
Приказ, подписанный проректором Игорем Горлинским, определяет перечень материалов, которые должны представляться в комиссию по экспортному контролю и порядок действий этой комиссии. В перечень материалов, в частности, входят заявки на гранты зарубежных и международных фондов/организаций, тексты выступлений на международных конференциях и публикации в зарубежных изданиях, проекты контрактов с зарубежными контрагентами. Они должны предварительно проверяться комиссией по экспортному контролю на предмет: а) сведений, отнесённых к технологиям двойного назначения, б) незапатентованных результатов работы, которые можно было бы запатентовать, в) государственной тайны.
Что я могу сказать по этому поводу? Что это приказ, который всё равно не имеет смысла. Вернее имеет, но только в тех вопросах, в которых нужна какая-то подпись или печать университетского чиновника. А вы думаете почему, например, заявки на гранты РФФИ не требуют вообще никакой подписи и печати университетского руководства? Вот как раз чтобы от всей этой ахинеи учёных избавить.
Почему этот приказ по сути своей — ахинея? Потому что не играет решительно никакой роли, где и на каком языке я собираюсь публиковать свой текст. Можно подумать, от того, что я разглашу государственную тайну на русском языке, от этого факт перестанет быть фактом? Мотивация понятна — пока я об этом говорю на русском, мало кто об этом и узнает-то. Но тем не менее, по поводу такого рода вещей — только одно можно всмомнить — старый детский анекдот про Вовочку — «Где логика, где смысл?»
А если уж кто-то хочет создавать полную и качественную базу по публикациям, то просто надо за публикации, внесённые в базу — платить сотрудникам премии. Вот у нас на факультете в положении о персональных стимулирующих надбавках есть пункт — публикации на иностранных языках. Вот если в такой документ внести поправку «зарегистрированная в базе такой-то», то сразу начнут в базе регистрировать и экспортный контроль, может быть, даже проходить. Если конечно, сделать эти премии существенными и заранее очевидными. Опубликовал статью в журнале из перечня Икс, получи в кассе семь тысяч рублей. Опубликовал в перечне Игрек — получи пятнадцать тысяч. Вот тогда у нас будет, хотя поначалу и медленно, расти рейтинг. А в настоящий момент это сугубо дело доброй воли учёного. Хватает ему амбиций и желания пробиваться, или нет. Тратить свои силы на перевод и постоянную редакторскую возню. Мне вот не хватает. Есть и другой путь — publish or perish. Тоже вариант. Нет публикаций в журналах категории Икс — должности профессора не получишь, будь ты хоть академик РАН. Нет публикаций в журнале из списков ВАК за три года — и доцента не получишь. Нашему новому активному ректору вполне по силам устроить нам весёлую жизнь. Весёлую жизнь по правилам.
А вся эта невнятная бюрократическая возня — бессмысленна. Забудьте про это. Пейте спокойно свой чай на работе и не забывайте прятать чайник от пожарной инспекции. В следующий раз (если будет следующий раз) надо обязательно спросить ректора, прячут ли они в ректорской чайник от пожарных.
Я думаю, это не поспособствует сохранению наших аспирантов и докторантов в СПбГУ. А те, кто остаются и будут оставаться, по-моему вряд ли будут прятать чайники. Те деньги, которые они получают, позволяют им пользоваться некоторыми привилегиями — в частности, не держаться за свое рабочее место и поэтому плевать на инструкции. К сожалению.
[...] как международная, я обращаюсь к уважаемым членам комиссии по экспортному контролю с просьбой со всей внимательностью отнестись к [...]
[...] интервью, которое частично дезавуирует положения приказа, комментарием к которому является. Я только вот [...]