http://www.spbu.ru/about/interview/moskaleva/
Очень интересное интервью, которое частично дезавуирует положения приказа, комментарием к которому является. Я только вот совершенно не понимаю, на каких нормативных актах оно основывается. Я знаю положение о комиссии по экспортному контролю от 1999 года и приказ от 1 октября. Если положение о комиссии оговаривало, что комиссию интересуют «наукоёмкие» результаты НИР, то в приказе о некой загадочной «наукоёмкости» забыли. Ни в положении, ни в приказе нет упоминаний о том, что есть некая заранее заданная тематика, работы по которой подвергаются/не подвергаются экспортному контролю. Кроме того, приказ добавил к положению не только презентацию итогов НИР, а вообще все научные статьи и тексты докладов. Далее, положение о комиссии, равно как и приказ, не предполагают никаких факультетских структур, в то время как Ольга Васильевна (и не только она) говорят о каких-то факультетских экспертных комиссиях. Какими нормативными актами предписывается создание таких комиссий? Как эти комиссии взаимодействуют с университетской???
«Следует обратить внимание, что в перечень технологий и товаров двойного назначения НЕ ВХОДЯТ исследования, относящиеся к области социально-гуманитарных наук, т.е. все нормативные документы по экспортному контролю в принципе не имеют отношения к выполнению НИР, публикациям и участию в конференциях сотрудников гуманитарных и общественно-научных факультетов СПбГУ.»
Мне вот интересно, работы по эргономике военной техники, которые, правда, наш факультет уже много лет не выполняет, они значит, не секретные? Работы по информационно-психологическому сопровождению военных операций?
В общем так или иначе, этот комментарий является ещё одним подтверждением того факта, что пресловутый приказ 1689 был рождён, чтобы никогда не быть применённым. Конечно, прагматики могут расслабиться и забыть об этом приказе, как будто его не было вовсе. Но вообще-то надо бороться с самим фактом такого приказа, пусть и не работающего. Ну завтра выпустят приказ, о праве первой ночи или ещё какую ахинею. Тут же скажут, что этот приказ — просто дань традиции, и никто не собирается этим правом пользоваться. Но я считаю, что с этим надо бороться.
В первую очередь необходимо добиваться официального приказа, разъясняющего порядок определения материалов, которые должны представляться комиссии по экспортному контролю. В котором давался бы исчерпывающий перечень тем, работы по которым следует представлять комиссии. Этот приказ должен отменять приказ №1689, де юре вводящий цензуру и необоснованные помехи научной работе сотрудников СПбГУ. Ну, я не буду вот прямо вот завтра вставать с одиночными пикетами, организовывать акции протеста и писать письма Президенту. Глубокоуважаемые Ольга Васильевна, Николай Генрихович, Игорь Алексеевич! Я просто очень вас прошу.