Ничто не предвещало беды — я проснулся, позавтракал и со спокойной грустью оценил продолжение летнего спада посещаемости моих многочисленных сайтов. И тут раздался телефонный звонок — это была Марина Максимова, начальник управления по связям с общественностью, которая интересовалась, не зайду ли я сегодня на очередной ректорский приём. Какой сервис, однако! А я и правда как-то и не подумал, что у ректора сейчас нет отпуска, да и не следил за объявлениями на сайте. Я тут же решил, что ничто не мешает мне заглянуть на факультет журналистики.
На факультете журналистики было правильно. В том смысле, что сразу при входе всех приветствовало большое внятное объявление о том, что сегодня в комнате 303 будет приём ректором граждан. Охранники переписали мой паспорт (пропуск я как всегда забыл, да у него и срок действия кончился года три назад), и я поднялся вместе с прочими посетителями в к. 303. В этот раз «свита» ректора была больше обычного. Даже больше количества посетителей. В итоге мы расположились так, что я понял — мне не хватает табличек с циферками, дабы после каждого посетителя выставлять ректору и посетителям оценки — за технику и за артистизм.
Впрочем, посетители сегодня не блистали, не предоставляли особых поводов проявиться технике и артистизму. Не блистали они и количеством, что несколько удивило Николая Михайловича — ожидались абитуриенты, оснащённые мамами, бабушками и прочим стратегическим наступательным вооружением. Однако, пока что единственная жалоба на действия приёмной комиссии пересказывается скорее как анекдот, ибо заканчивается требованием помимо зачисления в университет в порядке компенсации морального ущерба предоставить жалобщице и её сестре-студентке (!) бесплатную путёвку на базу «Горизонт».
Первым посетителем был преподаватель филфака, который, как я понял из их краткого разговора, теряет работу. Преподаватель — итальянец. Ректор не смог никак ему ответить, ибо уже послал Богданову запрос по поводу данной ситуации, но ответа пока не получил. Я же тут немного поискал, думаю, не надо просто совмещать работу в СПбГУ с административными должностями в других вузах…
Вслед за итальянцем к нам зашёл ещё один интересный товарищ дагестанской наружности. Он хотел походатайствовать за сестру, которая недобрала баллов. У него есть бумага, что им в селении очень нужны врачи. И ещё у неё мать-одиночка. Однако никакая из этих причин льгот не даёт, с чем брат и удалился. Странно — вот чего он хотел-то?
Дальше пришла мама студентки юридического факультета. Николай Михайлович высказал традиционную максиму о необходимости хотя бы студентам юрфака самим решать свои вопросы. Нет, если мама хочет сама потом за неё в суд ходить, то пожалуйста. Если студенты не будут активны, они не смогут стать юристами. Вот он, например, ещё на младших курсах помог другу выселить из квартиры разведённую жену. А маме надо было отправить дочь в академ при наличии задолженности в 2 экзамена. Ректор сказал, что разберётся и если он это имеет право сделать, то сделает.
Тут посетители кончились. Впрочем, зашёл А.А. Пую (он сейчас кто — проректор или декан?) и был допрошен на предмет успехов по организации студенческого информационного агентства. Отчитался, что успехи идут семимильными шагами, но поскольку не ожидал вопроса, то документов с собой нет. Студенческое информационное агентство должно помимо всего прочего заняться привлечением студентов к пиар-сопровождению университетских проектов, привлечь студентов разных факультетов — ведь этим же никто не занимается! Тут у одного из присутствующих выскочила фраза — «у нас ведь есть целое управление по делам молодёжи». Сам ехидный тон высказывания, равно как и реакция остальных показывала — все присутствующие понимают, что поручение координации чего-то такого данному управлению — верный способ закопать инициативу.
А тут и мне досталась возможность задать вопрос, ну я и спросил — а чем деканы-то будут заниматься в новой административной системе? Каковы будут их функции и полномочия? «Такие же, как до революции» — был мне ответ. Оказывается и расписание занятий декану утверждать не придётся и никакими такими техническими вопросами организации занятий. Это всё будет за помощниками проректора и прочими клерками. Декан же будет царствовать, но не править. Его задача — организовывать работу ученого совета факультета и его комиссий. Работу по разработке учебных стандартов, программ и т.п. Ректор вновь аргументировал эту необходимость выделения административных вопросов из под самоуправления, в очередной раз упомянув, что в ситуации коллегиального решения вопросов, к тому же теми, кто регулярно друг друга переизбирает, желание не испортить ни с кем отношений приводит к тому, что необходимые и многим очевидные решения не принимаются годами. В целом я описал данную логику в вышедшем днём ранее номере «Троицкого варианта», читайте мой очерк «Логика модернизации» на стр. 14. (пока что только в PDF-версии, но думаю, через пару дней и в html выложат. Кстати, в предыдущем выпуске была моя заметка о том, как я уничтожал университетское самоуправление — «Самоуничтожение университетского самоуправления».
Однако тут вдруг появилась ещё одна посетительница. Генеральный директор ООО «Межрегиональный центр развития предприятий и территории». Она хотела странного. Она хотела вместе с СПбГУ заниматься созданием национальной инновационной системы. Что у них что-то такое получается в Южном федеральном округе. Что они владеют уникальными технологиями и системным подходом. Но никак не смогла сформулировать, что именно нужно от университета и ректора. Из её уст в основном шли манифесты о том, что мы должны развивать инновации в России. Вот это она зря. Ректору нельзя говорить, что он чем-то должен заниматься, если это не прописано в уставе СПбГУ. Так что даме было сообщено, что создание национальной инновационной системы в полномочия ректора не входит. Дама довольно долго пыталась что-то втолковать, но даже я не понял, чего же она хочет. В качестве последнего аргумента дама сообщила, что она же эксперт «Единой России»! Это не произвело на ректора особого впечатления, во всяком случае — положительного, на чём беседа и закончилась. Ректор был с дамой не особо дружелюбен. Впрочем, я всё равно поразился его выдержке.
Кстати, на сайте с информацией про данный «партийный проект» никаких упоминаний о таком «эксперте» не найдено. Впрочем, за святое право заниматься национальной инновационной системой борются несколько различных групп влияния. Например, помимо этого единороссовского проекта есть ещё некий «Зворыкинский проект» Росмолодёжи, полагающий себя национальной инновационной системой. И, полагаю, ещё пяток национальных инновационных систем.
На этом приём ректором граждан закончился.