Положение о студсовете филфака, которое вроде как устраивало управление по работе с молодёжью, не устроило проректора Сергея Богданова, который, по словам студентов, вычеркнул оттуда аспирантов и ещё чего-то там поменял. Оба варианта размещены на сайте студсовета.
Я бегло посмотрел, мне оба не особо нравятся. «Студенческий» — вообще бомба замедленного действия с кучей загадок, «проректорский» — много всякой бюрократии. Я не стал вдаваться в детали целей, задач и прочей мишуры. Только оргструктура.
«Студенческий» вариант предполагал, что «студенческий совет формируется из студентов филологического факультета, на добровольной основе». Что это значит и как он из них формируется, положение не разъясняет. Таким образом, может быть сформировано три студенческих совета, почему нет?
3.2. Организационная структура Студенческого совета и порядок членства в нем регулируются Уставом Студенческого совета, утверждаемом на Учредительном собрании Студенческого совета.
А как собирается учредительное собрание? Текст предполагает наличие отдельного документа — Устава, который в сущности должен подменить это положение.
3.3. Устав Студенческого совета может быть изменен путем внесения в него поправок, с учетом одобрения их абсолютным большинством членов Студенческого совета.
Данный текст не прописывает, что такое «абсолютное большинство», а также из предыдущих пунктов мне очевидно, что студенческий совет включает в себя всех, кто хочет в нём участвовать. Т.е., надо собирать общее собрание студенческого совета.
4. Изменения в данное Положение не могут быть внесены в одностороннем порядке и должны в обязательном порядке согласовываться обеими сторонами, т.е. Администрацией СПбГУ и руководством Студенческого совета.
Студенческий совет в этой модели — вещь в себе. Это в принципе нормально. Но тогда это положение и не должно утверждаться проректором. Потому что появляется, например, проблема. Исчез на факультете студсовет. Нет студентов, которые на добровольной основе сформировали бы. Это бывает и довольно регулярно. А положение изменить никто уже не может, ибо это изменение надо согласовывать с несуществующим студсоветом. Так и продолжает действовать это положение вечно.
5.2. Общее руководство деятельностью Студенческого Совета осуществляется его президиумом, который и определяет приоритетные направления деятельности Совета. В состав президиума входят: председатель, заместители председателя Совета, ответственный секретарь, В состав президиума избираются по одному представителю от каждого курса дневного отделения Филологического факультета на один год с правом переизбрания.
Опаньки. Т.е., этот президиум вообще не избирается студенческим советом! Студенческий совет оказывается совершенно бесправным собранием, которое только и может, что вносить (и только абсолютным большинством голосов!) изменения в какой-то устав, который непонятно как с этим положением должен соотноситься. Процедура избрания по одному представителю от каждого курса не прописана. Только дневное отделение, остальные бесправны как всегда (включая «ущемлённых» Богдановым аспирантов).
Что значит «с правом переизбрания» мне непонятно. Видимо, авторы имели в виду, что их могут каждый год выбирать одних и тех же.
5.3. Заседания президиума проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Все принимаемые на заседании президиума решения оформляются в соответствии с его регламентом.
5.4. Председатель и заместители избираются президиумом сроком на один год.
5.5. Председатель Совета является членом Ученого совета Филологического факультета.
Курица и яйцо. Председатель и президиум. В президиум должен входить председатель и его заместители. Президиум должен избирать председателя. Но при этом в нём уже должен быть председатель, иначе это не президиум. Верно подметил проректор Богданов, филологического факультета «проблема распространения наркотиков касается в меньшей степени» — перебоев с поставками нет, это можно понять по данному положению.
Да, кстати, из этого положения неясно, зачем нужны заместители председателю. Он же ничего не делает, только на Учёный совет ходит.
Перейдём к «проректорскому» варианту. Тут всё интересно. Можно много говорить о том, что в этом положении у студсовета появляются права во взаимоотношениях с администрацией. Во-первых, членами студсовета являются только студенты-филологи. Капитан Очевидность говорит нам, что имеются в виду студенты, обучающиеся по образовательной программе «Филология». Студентам-лингвистам и студентам-велосипедистам в праве участвовать в деятельности студенческого совета категорически отказано.
«обучающиеся по программе бакалавриата или специалитета» — это сленг какой-то, по-моему. Или «программа бакалавриата» и «программа специалитета» — это утверждённые обозначения?
Попробуем разобраться в сложной системе формирования студсовета:
5.1. Правом избирать и быть избранными на собрании студентов соответствующего кафедрального отделения Филологического факультета обладают студенты-филологи (бакалавры и специалисты) всех форм и основ обучения, включая лиц, получающих второе высшее образование, обучающиеся по соответствующему кафедральному отделению Филологического факультета. На собрании студентов каждого кафедрального отделения Филологического факультета избирается по одному студенту-филологу, обучающемуся по программе бакалавриата или специалитета, в Студенческий совет Филологического факультета.
Так студенты или бакалавры??? И кто такие «кафедральные отделения»??? Это тоже самое, что профилизации в подготовке бакалавра? Допустим, что все студенты имеют отношение к какой-либо из выпускающих кафедр, их около двадцати (не забыть вычеркнуть лингвистов, да). Они знать не знают друг друга, учатся на разных курсах. И выбирают по одному представителю от кафедры. В принципе, терпимо.
5.2. Правом избирать и быть избранными на собрании студентов соответствующей кафедры Филологического факультета обладают студенты-филологи (магистры) всех форм и основ обучения, обучающиеся по соответствующей кафедре Филологического факультета. На собрании студентов каждой кафедры Филологического факультета избирается по одному студенту-филологу, обучающемуся по программе магистратуры, в Студенческий совет Филологического факультета.
Так, а вот тут уже звучат кафедры. Студенты у нас выбирают по одному от какого-то «кафедрального отделения», а магистранты — от кафедры. Видимо, кафедральное отделение, всё-таки включает в себя несколько кафедр. У нас на факультете тоже было отделение клинической психологии… Но на сайте филфака про кафедральные отделения вроде бы ничего нет. Допустим, их шесть, почему бы и нет? Итак, у нас есть шесть студентов и двадцать магистрантов. Или кафедральные отделения — тоже самое, что кафедры? Непонятно.
В президиум по богдановскому положению входят два человека — председатель и его заместитель (ответственный секретарь). Тут уже понятно, зачем нужен заместитель, но непонятно, зачем надо было эту сладкую парочку называть звонким словом «президиум». И, кстати, проблема курицы и яйца по прежнему актуальна, т.е., непонятно, как в состав органа (совета) должны входить люди, которых он должен избирать. И кто же на этом заседании председательствует, на котором проходят выборы председателя. Но хорошо хоть, что избрать могут любого, а не только члена совета.
Тут тоже есть забавное:
«6.2.6. Заместителем председателя-ответственным секретарем Студенческого совета Филологического факультета СПбГУ становится студент-филолог, занявший второе место по результатам голосования по выборам членов в Президиум Студенческого совета Филологического факультета СПбГУ.»
А если он не хотел секретарских функций???
Разумеется, из положения исключен пункт о том, что председатель по статусу является членом ученого совета факультета. Дело в том, что это противоречит правилам выборов членов ученого совета. Надо добиваться их изменения.
В общем и целом, утверждённое положение явно лучше, чем то, что предлагали студенты (при всей моей симпатии к студентам-активистам), из него, по крайней мере, практически всё понятно. Но работоспособность органа, секретарские функции в котором отходят проигравшему выборы на место председателя кандидату — весьма спорна. Несколько смущает эта «покафедральная» структура, но это терпимо. Так и представляю себе собрание где-нибудь в подвале тайного совета студентов-активистов: «Нам срочно нужен свой человек на кафедре библеистики!»
Репортаж (и видео в начале тоже их) Uni