Довольно интересный текст политолога, заместителя директора Центра изучения Германии и Европы (такая структура, имеющая туманное отношение к СПбГУ), преподавателя СПбГУ и ЕУСПб Елены Белокуровой о своем задержании на митинге 5 марта 2012 на Исаакиевской площади в Петербурге. Любопытно наблюдать, что по каким-то ярким маркерам мне уже достаточно легко, как бы там человек политологом не титуловался, распознать в тексте социального антрополога, близкого к тусовке ЦНСИ.
Система устроена таким образом, что каждый из полицейских ответственен только за небольшой кусочек пути задержанного: задержание, транспортировка, составление протокола о задержании, потом другого протокола о правонарушении, опроса для статистики, досмотра и получения вещей для задержания в камере, охраны ночной и дневной, затем снова транспортировке и сопровождения. И наконец, мировой суд – совсем другая структура. Так, нас передали с рук на руки 9 раз. При этом представители каждого из этапов не знали не только об общей картине, но и о следующем этапе. Поэтому каждый раз человек оказывается перед неизвестностью и неопределенностью. А еще это означало, что эти мелкие представители каждого из этапа отвечали лишь за него, не неся никакой ответственности в своих глазах за целое. Вот такое разделение и отчуждение труда.
Некоторые вещи описаны очень точно. Мне сейчас это уже трудно, ибо моему глазу всё уже привычно — отделения, скамейки в камерах, поведение сотрудников, путинвагены и прочее. Порой довольно трудно донести до людей некоторые вещи, которые кажутся совершенно очевидными. Некоторые просто отказываются их понимать, почему-то полагая, что сотрудник полиции, которого приставили охранять задержанных, чтобы не разбежались из отдела, обязан срочно им представиться и в деталях объяснить, за что они задержаны. Вот представьте себе, что Вы — аспирант, которого попросили посидеть полчасика на практикуме, пока студенты пишут тест, последить — чтобы не списывали. А все студенты внезапно вскакивают и начинают махать у вас перед носом своими контрольными с возмущёнными воплями — «Где тангенс? При чём тут грамматические формы? Кто я? Кто вы?». Более того, часть из них в этом процессе одновременно снимают видео, а некоторые даже транслируют его в прямом эфире в интернет под заголовком «Преподский произвол».
P.S. Да, я провёл прошлую ночь в камере 22 отдела полиции. На этот раз нас даже покормили.
P.P.S. Елена Белокурова на работе: